Статья еще пишется...

Он хочет, чтобы в центре картины был, конечно, он сам. Его нужно написать в виде Зевса, который сидит на Олимпе, а под ногами у него облака. Справа от него стоит Джордж Вашингтон в полной парадной форме, положив руку ему на плечо. Ангел с распростертыми крыльями парит в высоте и возлагает на чело президента лавровый венок, точно он победитель на конкурсе красоток. А на заднем плане должны быть пушки, а потом еще ангелы и солдаты.
О. Генри. Короли и капуста.


Я вам предсказываю непременный успех, если вы будете честны в том, как разговаривают и ведут себя ваши персонажи.
Стивен Кинг. Как писать книги.

Так или иначе каждый фикрайтер сталкивался с данной проблемой. Широта мышления нашего брата нередко выходит за рамки канонических персонажей, и у нас просто не остается другого выхода. Гарри Поттеру нужен новый друг, Северусу Снейпу – симпатичная дочь, а магическому миру – затерявшийся в глубине веков и внезапно возродившийся древний род. Рассматривать проблему создания новых персонажей для меня легче в фандоме Гарри Поттера, так как мы чаще всего можем их увидеть именно там. Новых персонажей можно распределить на несколько категорий:
- Персонажи, олицетворяющие образ автора, шикарного мужчины или женщины. Мы их знаем под кодовыми именами Мэри-Сью и Марти-Сью.
- Второстепенные персонажи, не являющиеся важной частью сюжета. Скорее всего это будут либо Пожиратели Смерти, либо дальние родственники одного из героев, либо другие побочные персонажи, включенные в повествование из-за нехватки подходящих задумке канонических образов.
- Эпизодические персонажи. Их подробно рассматривать, я думаю, не имеет смысла.
Впрочем, любого нового персонажа (для простоты будем называть их НП) можно оценивать по одним и тем же критериям. Начнем с проблем Мэри и Марти (МС). Википедия утверждает следующее:

В фанфиках «Мэри Сью» чаще всего является новым персонажем, отсутствующим в исходном произведении. Реже в неё «превращается» один из оригинальных персонажей, поведение которого очень сильно изменяется. Обычно «Мэри Сью» появляется неожиданно и сразу вызывает восхищение окружающих. Она одновременно сочетает в себе все возможные достоинства в настолько гипертрофированных объёмах, что для читателя это выглядит гротескно и нелепо. Зачастую положительные качества «Мэри Сью» противоречат друг другу и сменяют друг друга в зависимости от ситуации — на ходу в повествовании может меняться внешность, характер, производимое персонажем впечатление и так далее. Вокруг «Мэри Сью» вертится весь мир, а угрожающие человечеству проблемы она разрешает одним махом.
Часто, но не обязательно, у «Мэри Сью» бывает очень длинное и красивое (по мнению автора) имя. Также она может оказаться родственницей одного из главных персонажей исходного произведения и носить его фамилию. Почти всегда некоторые детали биографии «Мэри Сью» (например, родной город или любимая музыкальная группа) взяты из жизни самого автора.

В принципе то, что мы и так прекрасно знаем. Рассмотрим наиболее популярные характеристики в рамках ГП-фандома:
- Ужасающие магические способности. Зачастую они либо развиваются у персонажа в геометрической прогрессии (они сильно меняются за лето), либо являются врожденными. В последнем случае вполне может оказаться, что способности частично или полностью неконтролируемы – своеобразная живая атомная бомба в самой гуще событий. Причем бомба, которую засунули в коробку к коту Шрёдингера, и никак невозможно предугадать, когда она взорвется и взорвется ли вообще. В компьютерных играх, кстати, подобное явление называют читерством.
- Голубая кровь. Персонаж обязан быть представителем древнего рода (Малфой, Блэк, Слизерин, Гриффиндор) или же являться сыном/дочерью кого-либо из милых сердцу автора персонажей. Классический пример – дочь Снейпа и(или) Беллатрисы. В последнем случае имеет место цепная реакция в виде идеализации родителя и, к великому сожалению, всей «стороны», которую он/она представляет. Это происходит абсолютно спонтанно и никак не обосновывается, так как происходит исключительно из-за субъективных пристрастий автора, которые бывают весьма категоричными.
- Внешность. Здесь все ясно, поэтому заострять внимание на этом не стоит. Единственное, что я считаю необходимым отметить: чрезмерная доскональность в описании. Начиная от ресниц и до пальцев ног, перед нами предстает полная анатомическая картина героя. Что еще хуже, описание одежды – обыкновенная мантия и прочие атрибуты одежды волшебников вдруг становятся такими, словно их смоделировал Жан Поль Гатье. Девушек мантия облегает и подчеркивает их идеальную фигуру (я до сих пор не понимаю, как такое возможно), а мужчинам придает невообразимой загадочности. В итоге мы получаем гротескный образ, будто вышедший из-под карандаша карикатуриста.
- Отношения с противоположным полом. В случае с Мэри возможны два варианта:
1. Ее все любят, а она надменно всех отшивает.
2. Любовь с первого взгляда к определенному персонажу. Она оказывается взаимной – или сразу, или после довольно бессмысленных и непонятных душевных мучений.
У Марти преобладает один вариант: в него влюблены все, и он щелчком пальцев может соблазнить любую ведьму.
Все это я перечисляю не для того, чтобы ткнуть носом некоторых авторов. Так или иначе все фикрайтеры подвержены влиянию данных «стереотипов». Решить данную проблему довольно легко. Вот что пишет американский писатель Чак Паланик:

Мы все проживаем свою жизнь в соответствии с той или иной историей. Например, историей про то, что значит быть ирландцем или черным. Про то, что значит трудиться до седьмого пота или ширяться героином. Быть мужчиной или женщиной. И всю нашу жизнь мы ищем что-то такое – факты, свидетельства, – что подтверждает нашу историю. Как писатель вы просто признаете эту часть человеческой натуры. Каждый раз, когда создаешь новый персонаж, сначала следует присмотреться к миру этого персонажа, присмотреться к деталям, которые делают его реальность единственно верной.
Подобно адвокату, отстаивающему в зале суда невиновность подзащитного, вы делаете все, чтобы читатель принял взгляд вашего персонажа на мир. Вы словно даете читателю возможность на какое-то время вырваться за пределы его собственного мира. Его собственной истории.
Вот так я создаю своих персонажей. Я обычно даю каждому из них образование и профессию, которые так или иначе ограничивают их взгляд на мир. Так, например, уборщице мир видится как вереница грязных пятен, которые следует удалить. Манекенщица видит его как вереницу соперниц, готовых урвать себе причитающуюся ей долю внимания. Студент-двоечник медицинского факультета видит его как вереницу родинок или тиков, которые могут оказаться ранними симптомами неизлечимого заболевания. (Ч. Паланик, «Фантастичнее вымысла»)

Тот, кто читал хоть одну из его книг, не может не согласиться: персонажи у Паланика красочнее некуда. Если говорить простым языком, суть в том, чтобы намеренно наделить героя недостатками. Имеется в виду не ковыряние в носу, внешнее и моральное уродство или нечто подобное. Нужно очеловечить персонажа, спустить его с небес на землю. Сбить с его головы нимб и отрезать крылья дьявола. Всего-то и нужно присмотреться к окружающим нас людям. Например, пусть персонаж любит много болтать. Не самая ужасная черта, но МС уже не получится. Или он ненавидит квиддич. Просто так ненавидит, а не по каким-либо объективным причинам, которые ниспровергают этот вид спорта. Или плохо знает какой-нибудь предмет. Или просто заблуждается в чем-то. С этого, по крайней мере, можно начать. Прекрасный пример новых персонажей – фанфик Bungle in the Jungle: Harry Potter’s Adventure авторства jbern. Рассмотрим один отрывок, где мы узнаем старого индейца по прозвищу Грозовая Туча:

Судороги прошли, и ты снова способен стоять без боли. Задаешься вопросом, оценил бы вечером господин Кван немного острого перчика в качестве приправы к кофе? Взглянув на часы, идешь будить Грозовую Тучу. Морщинистый индеец вздыхает, выскальзывая из гамака. Он немного ниже тебя, ростом примерно метр семьдесят.
- Спасибо, Джеймс, - говорит он, потягиваясь и подавляя зевок. Наливаешь ему чашку кофе. Старик любит черный и крепкий. Он даже каламбурит и называет его «Индейским чистильщиком». Ты не улавливаешь шутки, но это, должно быть, смешно. – Так что ты планируешь делать сегодня? Может, вырежешь руны? Или хочешь разнести ещё парочку деревьев в щепки? Ты упорно трудишься для парня твоего возраста. Любопытно, зачем такому неопытному волшебнику нужна окклюменция? – Проклятье, должно быть, он видел, как ты читаешь одну из блэковских библиотечных книг.
- Потому что знание никогда не повредит? – небрежно отвечаешь, пытаясь не выглядеть озабоченным.
- Ты прав, но я наблюдал за тобой. Ты работаешь над собой сильнее, чем любой из моих детей или внуков когда-либо в жизни. Твои глаза говорят, что ты видел и битвы, и смерть. Думаю, наш боевой маг ожидал, что ты сдашься после парочки Круцио, но ты продолжал злиться. Ты преуспел и заработал его уважение. Я чувствовал то проклятие слишком часто в жизни, чтобы использовать на ком-то как кнут для обучения, но техника Квана сработала. Ну и почему же ты так интересуешься ментальными искусствами? (пер. Tahy)

Перед глазами сразу встает образ чудаковатого, но мудрого старика. А ведь нам известно очень мало фактов:
- он индеец.
- он непонятно шутит.
- он ниже, чем Гарри.
- у него есть много внуков.
- он проницателен.

Читатель должен сам дополнять образ. Раскрывая все карты и выворачивая персонажа наизнанку, мы ничего не добьемся. Просто сравните Снейпа и какого-нибудь МС. Внешность, характер и прочее. В недостатках вся прелесть персонажа.
Еще один пример. На этот раз можно наглядно увидеть, как образ создается буквально из одной характеристики. Фанфик «Команда» автора Tansan. Персонаж – Эрни Макмилан:

— Кроме Чжоу с Ханной, все, — Мариэтта отставила стакан, — предупреждаю, кто еще не в курсе: Эрни сегодня только отвечает на вопросы. Так что рекомендую поменьше их ему задавать.
— Отлично. Эрни, брат, не обижайся, но нам сегодня будет не до словесных баталий.